Приложение 2 к методическим рекомендациям
Приложение 2
Область применения
Настоящий примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям (далее – стандарт) распространяется на услуги ранней помощи, предоставляемые детям и их семьям государственными организациями систем социальной защиты, здравоохранения, образования и организациями иных форм собственности (далее - организация) и устанавливает примерный перечень услуг ранней помощи для детей и их семей, рекомендации к процессу их предоставления, продолжительности, условиям и способам обслуживания, а также результатам и показателям качества услуг (далее – перечень услуг ранней помощи).
- Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с «ГОСТ Р 50646—2012. Услуги населению. Термины и определения», Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (2001), а также следующие термины с соответствующими определениями, применяемые для целей этого стандарта:
2.1. ранняя помощь детям и их семьям: комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
2.2. дети целевой группы: дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из дети группы риска;
2.3. дети группы риска в сфере ранней помощи: дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
2.4. индивидуальная программа ранней помощи: программа, составленная на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащая цели ранней помощи, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи в естественных жизненных ситуациях,
2.5. естественные жизненные ситуации ребенка: жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;
2.6. ребенок с ограничением жизнедеятельности: ребенок, имеющий задержку развития, ограничение способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, различной степени выраженности;
2.7. функционирование ребенка (функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи): положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях;
2.8. семья: круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая близких родственников, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также, при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - дети и воспитатели группы проживания ребенка;
2.9. услуга ранней помощи: комплекс профессиональных действий, по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям в целях содействия их физическому и психическому развитию, вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц;
2.10. потребители услуг ранней помощи: дети целевой группы и их семьи;
2.11. организация, оказывающая услуги ранней помощи: государственная организация/учреждение системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании настоящего стандарта.
- Услуги ранней помощи детям и их семьям
3.1. Требования к нормативно-правовому регулированию финансового обеспечения оказания услуг ранней помощи детям и их семьям (далее - Услуги).
3.1.1. Услуги формируются из услуг, внесенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.2. Требования к информированию об Услугах.
3.2.1. Информация об Услугах размещается на сайтах организаций, оказывающих услуги ранней помощи.
3.3. Перечень Услуг, предоставляемых организациями, оказывающими Услуги, включает:
3.3.1. определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
3.3.2. проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП);
3.3.3. оказание услуг в рамках ИПРП:
3.3.3.1. содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
3.3.3.2. содействие развитию общения и речи ребенка;
3.3.3.3. содействие развитию мобильности ребенка;
3.3.3.4. содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
3.3.3.5. содействие развитию познавательной активности ребенка;
3.3.3.6. психологическое консультирование;
3.3.3.7. поддержка социализации ребенка;
3.3.3.8.проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
3.3.3.9. проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
3.3.4. оказание услуг вне ИПРП:
3.3.4.1. пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
3.3.4.2. краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;
3.3.4.3. консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
3.5. Координация и сопровождение реализации ИПРП осуществляется ведущим специалистом, который координирует предоставление услуг, контролирует своевременность проведения оценки эффективности индивидуальной программы и ее пересмотр, готовит рекомендации и сопровождает ребенка и семью на всем периоде действия ИПРП, организует и сопровождает мероприятия по переходу ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения или в дошкольное учреждение.
3.6. Перечень услуг ранней помощи, и требования к ним.
Наименование услуги или работы |
Группа однородных услуг* |
Процесс обслуживания * (предоставления) услуг |
Продолжительность обслуживания (Норма времени)* |
Продолжительность исполнения услуги (Срок обслуживания)* |
Условия обслуживания* |
Результат услуги* |
Способ обслуживания потребителей* |
Показатели качества услуги* |
Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи |
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи |
1) Регистрация обращения, информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи; информирование о правах получателей услуг; предоставление информации об организации-поставщике услуг ранней помощи. Оценка и принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи. 4) Запись на проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи по согласованию с родителями. |
90 минут |
Услуга предоставляется в срок - 10 рабочих дней от даты заключения договора об оказании услуг ранней помощи |
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи. |
Оформление заключения: 1) Семья нуждается в услугах ранней помощи - запись на углубленную оценку функционирования ребенка и семьи. 2) Семья не нуждается в услугах ранней помощи. 3) Отказ семьи от услуг ранней помощи. |
Очно |
На уровне потребителей: 1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора 2.Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Проведение оценочных процедур для разработки индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи |
Проведение углубленной оценки функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды по категориям МКФ; оценка других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением: качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми; состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка; анализ показателей здоровья, функций и структур организма ребенка; оценка вовлеченности и поведения ребенка и его родителей в повседневных естественных жизненных ситуациях; оценка состояния, потребностей и ресурсов семьи; обсуждение с родителями результатов оценки. |
120 -240 минут |
Услуга предоставляется в срок 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг |
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи |
Профиль функционирования ребенка, а также состояние эмоционального и поведенческого благополучия ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды |
Очно, дистанционно |
1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора 2.Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Разработка индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке индивидуальной программы ранней помощи |
Разработка и оформление индивидуальной программы ранней помощи, включая её согласование с родителями (законными представителями). |
120 минут |
Услуга предоставляется в срок 30 рабочих |
Услуга предоставляется после заключения договора об оказании услуг ранней помощи |
Индивидуальная программа ранней помощи ребенка. |
Очно, очно-дистанционно |
1. Своевременность: услуга предоставлена в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора 2.Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на комплексное развитие функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях и поддержку функционирования семьи.
Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
|
60 минут |
Еженедельно в |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
Положительная динамика функционирования ребенка и/или семьи, увеличение поддерживающих влияний средовых факторов в категориях МКФ |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика функционирования ребенка и/или семьи, увеличение поддерживающих влияний средовых факторов, 2. Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Содействие развитию общения и речи ребенка |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, а именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения при общении, использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, начинать, поддерживать диалог. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей. |
60 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Положительная динамика развития ребенка в области общения и речи по категориям МКФ; 2. Повышение родительской компетентности в области развития у ребенка общения и речи |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика развития ребенка в области общения и речи в категориях МКФ, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области развития у ребенка общения и речи, 3. Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Содействие развитию мобильности ребенка |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: изменение позы тела, поддержание тела в необходимом положении, поднятие и перенос объектов, использование точных движений кисти (подбирание, захват, манипулирование, отпускание), использование кисти и руки, ходьба и передвижение другими способами, передвижение с использованием технических средств. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей. |
60 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальная программа ранней помощи |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области мобильности; 2. Повышение родительской компетентности в области развития мобильности ребенка |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика развития ребенка в области мобильности, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области развития мобильности ребенка, 3. Удовлетворенность потребителей (семьи)
|
Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на развитие навыков самообслуживания у ребенка (раздевание, прием пищи, питье), в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств альтернативной и поддерживающей коммуникации. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей. |
60 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области самообслуживания и развития бытовых навыков; 2. Повышение родительской компетентности в области самообслуживания ребенка и развития бытовых навыков |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика развития ребенка в области формирования социально-бытовых навыков, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области формирования социально-бытовых навыков ребенка, 3. Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Содействие развитию познавательной активности ребенка |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на поддержку развития познавательной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе, с использованием адаптированных игрушек и вспомогательных средств, а также средств дополнительной и альтернативной коммуникации, а именно: целенаправленное использование различных анализаторных систем (зрения, слуха и других) для исследования окружения, подражание, научение через действия с предметами (включая игровые), , освоение культурных действий с предметами, развитие способностей находить решения в проблемных ситуациях. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей. |
60 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в познавательной сфере ; 2. Повышение родительской компетентности в поддержке познавательного развития ребенка. |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика развития ребенка в области познавательной активности и применения знаний и навыков, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области познавательной активности и применения знаний и навыков, 3. Удовлетворенность потребителей (семьи), |
Психологическое консультирование |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на поддержку социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях, а также в области социальных установок и представлений родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, улучшение психологического состояния членов семьи. |
60 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социального взаимодействия в семье; 2. Повышение родительской компетентности в области социального взаимодействия в семье |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социального и эмоционального развития, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, 2. Положительная динамика родительской компетентности в области взаимодействия с ребенком и в семье; 3.Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Поддержка социализации ребенка |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Услуга направлена на поддержку социализации ребенка, включая взаимодействие со сверстниками , детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности. Услуга оказывается посредством организации и проведения групповой активности с детьми и их родителями. |
60-90 минут |
В соответствии с индивидуальной программой ранней помощи |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
Положительная динамика функционирования ребенка в области социализации |
Очно |
1. Положительная динамика функционирования ребенка в области социализации, 2. Удовлетворенность потребителей (семьи) |
Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Проведение промежуточной оценки реализации программы ранней помощи с целью внесения необходимых изменений. |
60-90 минут |
В течение срока реализации ИПРП – не реже 1 раза в 3 месяца |
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Промежуточная оценка реализации ИПРП; 2. Скорректированная индивидуальная программа ранней помощи |
Очно, дистанционно |
1. Своевременное проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи; 2. Удовлетворенность потребителей (семьи). |
Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках индивидуальной программы ранней помощи |
Проведение итоговой оценки реализации программы ранней помощи с целью определения её эффективности с последующим составлением заключения. |
90 минут |
За 10 рабочих дней до даты завершения ИПРП
|
После разработки индивидуальной программы ранней помощи |
1. Итоговая оценка реализации индивидуальной программы ранней помощи; 2. Составление заключения о реализации индивидуальной программы ранней помощи |
Очно, дистанционно |
1. Своевременное проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи с составлением заключения; 2. Удовлетворенность потребителей (семьи). |
Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи |
Консультирование родителей и семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, имеющим противопоказания к разработке индивидуальной программы ранней помощи или мониторинг функционирования ребенка и/или семьи. |
60 минут |
С согласованной частотой не более года в пределах 10 консультаций |
Услуга предоставляется по результатам первичного приема |
Получение родителями (законными представителями) консультации |
Очно, дистанционно |
Удовлетворенность потребителей |
Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи |
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи |
Консультирование родителей (законных представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре «родитель-ребенок» и в семье. |
60 минут |
С согласованной частотой не более 3 месяцев в пределах 10 консультаций |
Услуга предоставляется по результатам первичного приема |
1. Улучшение социального, эмоционального и поведенческого благополучия ребенка; 2. Повышение качества взаимодействия в паре «родитель-ребенок» и в семье |
Очно, дистанционно |
1. Положительная динамика в сфере социального, эмоционального и поведенческого благополучия ребенка; 2. Положительная динамика в области взаимодействия в паре «родитель-ребенок» и в семье; 3. Удовлетворенность потребителей |
Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации |
Услуги ранней помощи, оказываемые вне индивидуальной программы ранней помощи |
Консультирование родителей (законных представителей ребенка) и /или специалистов ДОУ в период адаптации ребенка в образовательной организации. |
60 минут |
По запросу семьи |
Услуга предоставляется по запросу семьи в течение 6 месяцев после перехода в образовательную организацию |
Получение родителями (законными представителями) консультации |
Очно, дистанционно |
Удовлетворенность потребителей |
Примечание: * Формулировки в названии столбцов соответствуют ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» |