Аутизм – особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов человека другими людьми. Характерна склонность к одиночеству, стереотипность поведения, задержка в развитии речи и самосознания. У аутичных детей природный дефицит общения, препятствующий социальной адаптации. Аутизм проявляется в первые годы и в том числе и месяцы жизни ребенка.
Существует ряд основных симптомов аутизма, которые наиболее ярко проявляются у детей в возрасте от 3 до 5 лет.
- Склонность к одиночеству, нарушение социального развития не связано с уровнем интеллектуального развития, который может быть достаточно высоким.
- Стремление к постоянству. Стереотипность поведения.
- Задержка в развитии речи и самосознания.
- Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, патология влечений.
- Искусственность, манерность поведения.
При отсутствии своевременной психокоррекционной работы состояние аутизма усугубляется вплоть до прекращения контактов ребенка с реальностью. И наоборот, психологическое сопровождение детей приводит к смягчению состояния аутизма.
Основная группа методов позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и иными практическими навыками, которые нужны в настоящей жизни; применение одного из таких подходов считается важным условием организации обучения, однако этого не всегда достаточно.
Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, можно предложить ему сенсорные игры. Специально организованная игра становится важнейшим средством психологической помощи при аутизме. К таким играм можно отнести: игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, со льдом, с крупами, игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной), игры со звуками, игры с движениями.
Во взаимодействии с детьми с РДА особое значение имеют фольклорные игры. С целью развития сенсорной интеграции у детей с РДА также возможно проводить подвижные народные игры.
Терапия обучения основным реакциям — это сосредоточение на развитии у детей главных поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на множественные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.
Вспомогательные методы помогают создавать условия для осуществления основных методов, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным. Вспомогательными методами являются иппотерапия, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии.
15:08