Итоги года в сфере социальной защиты населения
Предоставление мер социальной поддержки исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости
С 1 января 2016 года вступит в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Закон предоставляет субъектам РФ право ввести критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки. Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки будет осуществляться Минтрудом России.
Закон определяет, что при формировании бюджетов регионов средства, высвобождающиеся вследствие изменений, предусмотренных законом, направляются, как правило, на цели социальной политики региона, включая предоставление мер социальной защиты. Это позволит регионам при предоставлении социальной помощи перераспределять средства на поддержку тех граждан, которые действительно в ней нуждаются.
Социальное обслуживание населения
В этом году продолжилась работа по совершенствованию предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения.
Всего в России на 1 января 2015 года насчитывалось более 1,3 тыс. стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами. Общее число зданий учреждений – 3540 единиц.
За 2015 год количество ветхих и аварийных учреждений уменьшилось почти в два раза: если на начало 2015 года в аварийном состоянии было 27 зданий, в ветхом – 72, то на данный момент – соответственно 11 и 39 зданий.
Субъектами Российской Федерации уточнена информация о численности граждан, состоящих в очереди в стационарные учреждения социального обслуживания. К настоящему моменту очередность по сравнению с началом года снизилась почти на 2 тыс. человек и составила 14,1 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2015 года – 16 тыс. человек).
Основой для модернизации социального обслуживания является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 года.
Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условиях их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Правовые механизмы, заложенные в законе, позволили расширить механизмы привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг.
В 2015 году начал работать федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный Минтрудом России в целях создания условий, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.
Изменения предусматривают возможность создания для организаций, осуществляющих социальное обслуживание, по аналогии с медицинскими и образовательными организациями благоприятного налогового режима.
Законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
Помимо этого, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 27 декабря 2014 г. № 1582 «Об утверждении Правил предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания».
Постановление направлено на поддержку инвесторов и субъектов Российской Федерации при реализации инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания населения путем организации субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
По данным субъектов РФ, количество организаций негосударственного сектора экономики, принимающих участие в оказании социальных услуг, в 2013 году составило более 600, в 2014 году – уже более 800. В реестр поставщиков социальных услуг на начало 2015 года включено около 300 негосударственных поставщиков социальных услуг в 37 регионах.
17 ноября Госдума России одобрила в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон, в частности, вносит изменение в федеральный закон «О государственной социальной помощи», раскрывающее понятие «трудная жизненная ситуация». Под «трудной жизненной ситуацией» предлагается понимать обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Привлечение добровольцев (волонтеров) к деятельности в сфере социального обслуживания
Вопросы преобразований в социальной сфере, направленные на повышение качества социальных услуг, прежде всего, за счет модернизации и оптимизации системы социального обслуживании и повышения результативности деятельности социальных учреждений были обсуждены на Всероссийском форуме социальных работников, состоявшемся в г.Ярославле 27 марта 2015 года.
По итогам форума разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения добровольцев (волонтеров) к деятельности в сфере социального обслуживания».
Законопроект содержит положения, определяющие основные подходы к привлечению добровольцев (волонтеров) к деятельности в сфере социального обслуживания, определяет принципы сотрудничества поставщиков социальных услуг с общественными и иными некоммерческими организациями, привлекающими добровольцев (волонтеров), вводит понятие «доброволец (волонтер)» для целей социального обслуживания.
Так, в частности, в законопроекте определяется, что поставщики социальных услуг вправе привлекать добровольцев (волонтеров), то есть физических лиц, участвующих добровольно на безвозмездной основе в деятельности в сфере социального обслуживания, для оказания содействия в деятельности по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг.
В законопроекте отдельно регламентируется порядок сотрудничества (взаимодействия) поставщиков социальных услуг с некоммерческими организациями, членами которых являются добровольцы (волонтеры), либо привлекающих добровольцев (волонтеров).
Законопроектом предусмотрено, что указанное сотрудничество будет осуществляться на основании соглашений (договор) о сотрудничестве, заключаемых между некоммерческой организацией, привлекающей добровольцев (волонтеров), и поставщиком социальных услуг.
Для привлечения добровольца (волонтера) к деятельности по оказанию содействия в предоставлении социальных услуг законопроектом предусматривается обязательное получение письменного информированного согласия получателя социальных услуг (его законного представителя).
Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части установления добровольцам (волонтерам), осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания, гарантии по преимущественному праву зачисления в образовательные организации на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по направлениям подготовки социального профиля при соблюдении условия продолжительности данной деятельности в течение года – не менее 105 часов.