Лебедева Надежда Юрьевна - заведующий отделением, тел. 2-18-16
УТВЕРЖДЕНО
приказом БУ «Ибресинский ЦСОН»
Минтруда Чувашии
от 29.12.2018 № 34
(приложение № 1)
Положение
об отделении социального обслуживания на дому
бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинский центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
- Общие положения
1.1. Отделение социального обслуживания на дому (далее также – отделение) является структурным подразделением бюджетного учреждения Чувашской Республики «Ибресинский центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – учреждение) и осуществляет свою деятельность на территории Ибресинского района Чувашской Республики.
1.2. Отделение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора учреждения по согласованию с Учредителем.
1.3. Отделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, указами и распоряжениями Главы Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Чувашской Республики, иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, Уставом учреждения, правовыми актами учреждения, а также настоящим Положением.
1.4. Отделение предоставляет социальные услуги в форме социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание в отделении осуществляется посредством предоставления установленных стандартом различных видов социальных услуг.
Отделение оказывает гарантированные государством социальные услуги в соответствии перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике, утвержденных Законом Чувашской Республики от
19 декабря 2014 г. № 84 (далее – утвержденный перечень социальных услуг).
В соответствии с Уставом учреждения отделение оказывает дополнительные социальные услуги, сверх утвержденного перечня социальных услуг.
1.5. Деятельность отделения строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями и иными учреждениями различных форм собственности, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
1.6. Отделение взаимодействует с организациями и учреждениями, находящимися на территории обслуживания в рамках установленной компетенции и заключенных соглашений о сотрудничестве.
- Основные цели и задачи отделения
Основной целью деятельности отделения является максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг на дому в привычной, социальной среде, в целях поддержания их социального, психологического и физического статуса, а также в целях защиты их прав и законных интересов.
Основные задачи отделения социального обслуживания на дому:
- сохранение активного долголетия пожилых граждан и инвалидов путём удовлетворения индивидуальных потребностей данной категории граждан в различных социальных услугах, предоставляемых в соответствии со стандартами социальных услуг; повышение качества социального обслуживания на дому;
- улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг, расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании, система мер, направленных на выявление и устранение причин послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
- Функции отделения
3.1. Отделение в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:
- выявление и учет совместно с государственными, муниципальными и общественными организациями одиноких престарелых граждан, инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании;
- оказание получателям услуг необходимых социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг при соблюдении принципов гуманности, адресности, преемственности, добровольности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;
- внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости получателей социальных услуг и местных социально-экономических условий;
- поддержка получателей услуг в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности;
-привлечение различных государственных органов, общественных объединений, благотворительных и религиозных организаций к решению вопросов социальной поддержки получателей социальных услуг, координация их деятельности в этом направлении;
- защита прав и законных интересов получателей социальных услуг.
3.2. Социальные услуги, предоставляемые отделением, включают:
социально-бытовые услуги:
а) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
б) помощь в приготовлении пищи;
в) оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
г) сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
д) покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
е) организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;
ж) уборка жилых помещений;
з) предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
и) отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
к) помощь в приеме пищи (кормление);
социально-медицинские услуги:
а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
г) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии здоровья);
д) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
е) проведение занятий по адаптивной физической культуре;
социально-психологические услуги:
а) социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
б) социально-психологический патронаж;
в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия);
социально-педагогические услуги:
а) обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг;
б) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
в) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
социально-трудовые услуги:
а) проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и содействие обучению доступным профессиональным навыкам;
б) оказание помощи в трудоустройстве;
в) организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образовании, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;
социально-правовые услуги:
а) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
б) оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно;
в) оказание помощи в защите прав и интересов получателей социальных услуг;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:
а) обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
б) проведение санитарно-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
в) обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
г) оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;
срочные социальные услуги:
а) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
в) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
г) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
д) иные срочные социальные услуги.
3.3. Отделением получателям социальных услуг по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, могут быть предоставлены дополнительные услуги, не входящие перечень гарантированных государством социальных услуг, на условиях полной оплаты в соответствии с установленными тарифами.
3.4. При необходимости получателям социальных услуг оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, представляющих такую помощь, на основе регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики в связи с реализацией полномочий Чувашской Республики в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2014 года №479.
Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
- Показатели, определяющие качество социального обслуживания на домуотделением социального обслуживания на дому
4.1. Основными показателями, определяющими качество социального обслуживания на дому, являются:
1) показатели, характеризующие удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе отделения, учреждения;
2) обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми осуществляет деятельность учреждения в сфере социального обслуживания на дому (устав (положение), руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности, эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы);
3) численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами;
4) доступность условий размещения учреждения (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности);
5) укомплектованность штата специалистами и их квалификация;
6) наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений учреждения;
7) наличие информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации социального обслуживания на дому;
8) повышение качества социальных услуг и эффективности их оказания (определяется исходя из мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждения при предоставлении социальных услуг).
4.2. При оценке качества социального обслуживания на дому используются следующие критерии:
1) полнота предоставления социальной услуги, в том числе с учетом объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг;
2) своевременность предоставления социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя социальных услуг;
3) результативность (эффективность) предоставления социальных услуг (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг). Может оцениваться косвенным методом, в том числе путем проведения социальных опросов, при этом учитывается мнение гражданина в оценке качества оказанной ему социальных услуг.
- Порядок и условия предоставления социального обслуживания на дому отделением социального обслуживания на дому
5.1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому (далее – социальное обслуживание на дому) предоставляются гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной помощи в связи с полной или частичной утратой способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению в связи с заболеванием, травмой, возрастом или инвалидностью, а также гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, не имеющим медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.
5.2. Решение о принятии на социальное обслуживание на дому или мотивированном отказе в социальном обслуживании на дому принимает учреждение на основании письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида (или их законных представителей), справки медицинской организации о состоянии его здоровья, акта обследования условий проживания с учетом степени утраты способности к самообслуживанию, материального и семейного положения, дополнительных прав на меры социальной поддержки гражданина пожилого возраста и инвалида.
5.3. Для получения социальных услуг гражданин или его законный представитель (далее также – заявитель) представляет в учреждение следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальных услуг (далее – заявление) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 мая 2014 г., регистрационный № 32430);
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя, а также документ, подтверждающий полномочия законного представителя, – в случае обращения за предоставлением социальных услуг гражданину его законного представителя;
г) заключение медицинской организации о состоянии здоровья заявителя (частичной или полной утрате способности к самообслуживанию) и об отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;
д) справка о составе семьи, справка о размерах доходов членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
В составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие согласие членов семьи на обработку их персональных данных;
е) справка о размере получаемой пенсии, пособий, стипендии и иных аналогичных выплат, полученных гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученных от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации за последние 12 календарных месяцев (в случае получения заявителем пенсии, пособий, стипендии и иных аналогичных выплат). Указанную справку гражданин или его законный представитель вправе представить по собственной инициативе, а в случае ее непредставления справку о размере пенсии, иных денежных выплат центр социального обслуживания населения самостоятельно либо через отделы социальной защиты казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики запрашивает в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
ж) документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные с первоочередным или иным преимущественным предоставлением социального обслуживания. Указанный документ граждане вправе представить по собственной инициативе, в случае его непредставления документ запрашивается центром социального обслуживания населения в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
з) справку об инвалидности, выданную учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием группы инвалидности и срока инвалидности – в случае обращения за предоставлением социальных услуг заявителей, являющихся инвалидами I и II группы;
и) индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, разработанную учреждением медико-социальной экспертизы, – для заявителей, имеющих группу инвалидности;
к) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
5.4. Граждане пожилого возраста и инвалиды, принимаемые на социальное обслуживание на дому, знакомятся с перечнем и содержанием предоставляемых им социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также правилами поведения граждан при социальном обслуживании на дому.
5.5. Правом на внеочередное обслуживание пользуются граждане категорий, указанных в статьях 14, 15, 17–19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», а также супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
5.6. Преимущественным правом получения услуг пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, труженики тыла военных лет в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
5.7. Социальное обслуживание на дому предусматривает предоставление необходимого гражданам пожилого возраста и инвалидам комплекса социальных услуг, установленных стандартом различных видов социальных услуг, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, бесплатно либо за плату или частичную плату.
5.8. Виды и периодичность оказываемых услуг, условия их оплаты, права и обязанности сторон и иные условия социального обслуживания определяются договором, заключенным между учреждением и получателем социальных услуг, а также индивидуальной программой.
5.9. Периодичность посещений получателей социальных услуг определяется в зависимости от степени их индивидуальной потребности в социальных услугах на дому, но не менее 2-х раз в неделю.
5.10. Решение об условиях предоставления социального обслуживания на дому (бесплатно либо за плату или частичную плату) принимается учреждением социального обслуживания, на основании представленных гражданином (представителем гражданина) сведений о составе семьи, доходах членов семьи и (или) одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности и иных сведений, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг, указанных в заявлении о предоставлении социальных услуг.
5.11. Решение об условиях предоставления социального обслуживания на дому (бесплатно либо за плату или частичную плату) и размер взимаемой с граждан платы за социальное обслуживание пересматриваются учреждением социального обслуживания при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Чувашской Республике, но не реже одного раза в год.
5.12. Договор заключается на период нуждаемости получателя социальных услуг с учетом срока предоставления той или иной социальной услуги, установленной в индивидуальной программе, но не более 3 лет. По истечении этого срока, в случае, если в результате пересмотра индивидуальной программы будет установлена потребность гражданина в предоставлен социальных услуг, договор может быть продлен на новый срок.
5.13. В случае изменения условий договора, в том числе в части размера взимаемой платы за предоставление социальных услуг, между учреждением социального обслуживания и получателем социальных услуг в установленном порядке оформляется дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью договора.
5.14. Объем оказанных получателю социальных услуг фиксируется социальными работниками в дневнике (ведомости учета посещений) периодичности, объемов и качества предоставленных социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике и подтверждается подписями получателя социальных услуг и социального работника.
5.15. Ежемесячно между учреждением и получателем социальных услуг составляется и подписывается акт сдачи-приемки оказанных услуг.
- Порядок отказа от предоставления социальных услуг получателем социальных услуг в отделении социального обслуживания на дому
6.1. Получатель социальных услуг в отделении социального обслуживания на дому, заключивший договор, вправе отказаться от предоставления социальных услуг.
6.2. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. При этом требуется личное заявление обслуживаемого лица или его законного представителя
6.3. Основанием для снятия получателя социальных услуг от предоставления социальных услуг является:
- истечение срока обслуживания, определенного договором;
- направление получателя социальных услуг в стационарное учреждение социального обслуживания;
- выявление у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний;
- нарушение получателем социальных услуг условий договора социального обслуживания;
- смерть получателя социальных услуг.
6.4. Отказ получателя услуг от социального обслуживания, социальной услуги освобождает учреждение от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
- Организация деятельности отделения
7.1. Непосредственное руководство деятельностью отделения осуществляет заведующий отделением, который подчиняется директору учреждения.
7.2. Заведующий отделением назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом директора учреждения.
7.3. На должность заведующего отделением назначается лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности и опыт практической работы не менее 3 лет.
7.4. Заведующий отделением:
- руководит деятельностью отделения;
- распределяет обязанности между сотрудниками отделения и контролирует их выполнение;
- организует работу по своевременному и качественному выполнению государственного задания, представлению необходимой информации и отчетности в вышестоящие организации, разработке и внедрению инновационных форм и методов работы в деятельность отделения;
- разрабатывает и представляет на утверждение директору, планы работы отделения, а также отчеты об их выполнении;
- вносит директору учреждения предложения по совершенствованию деятельности отделения, учреждения;
- вносит директору учреждения предложения о поощрении работников отделения, применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
- участвует в заседаниях, совещаниях, иных мероприятиях, проводимых в учреждении;
- представляет по поручению директора учреждения, отделение в отношениях с органами государственной власти Чувашской Республики, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с различными организациями по вопросам, относящимся к деятельности отделения, учреждения;
- в пределах своей компетенции вправе по согласованию с директором учреждения создавать комиссии, рабочие группы для реализации функций, возложенных на отделение;
- организует своевременную подготовку информации о деятельности отделения для размещения на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- несет персональную ответственность за исполнение возложенных на отделение задач и функций, обеспечение соблюдения сотрудниками отделения исполнительской и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, правил пожарной безопасности;
- осуществляет иные полномочия в пределах компетенции отделения.
7.5. В период отсутствия заведующего отделением его должностные обязанности распределяются между сотрудниками отделения.
7.6. Сотрудники отделения должны иметь образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей.
7.7. Должностные обязанности, права и ответственность сотрудников отделения устанавливаются должностной инструкцией, которая утверждается директором учреждения.
7.8. Деятельность отделения организуется в соответствии с годовым, квартальным и ежемесячным планами работы отделения.
7.9. Режим работы отделения определяется Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения.